Vintage Audio
rcn.com.ua

Garrard: Model 301 and 401 Transcription Motor Units

Haden Boardman (Sound Practices - Spring 1994)

Garrard: Model 301 and 401 Transcription Motor Units

Забавно наблюдать, как давно канувшие в лету компоненты, возвышающиеся в лучших комнатах прослушивания, зачастую впечатляют сильнее чем, более дорогие современные. Проигрыватели Garrard 301 и 401 с роликовым приводом являются прекрасными примерами превосходства классического проектирования. Появившись в 1953 году, Garrard 301 был первым проигрывателем способным проигрывать диски трех форматов: на 78 оборотов, новые 7” синглы RCA на 45 оборотов и долгоиграющие пластинки (LP) на 33 оборота. Отсюда название – 3 на 1 (3-on-1). 301 был немедленно признан как высококачественный инструмент. Garrard 301 оставался на вершине рынка в течении десятилетия. Первые 301-е были отделаны серебристо и серой молотковой эмалью. Эти ранние изделия имели ниппель смазочного шприца над подшипником. Когда стол устанавливался, этот резервуар наполнялся солидолом. Все что нужно было делать для поддержки надлежащего количества смазки в подшипнике - потихоньку подкручивать рифленую чашечку через специальное отверстие в моторной пластине, таким образом нагнетая солидол в рабочую часть механизма.

В начале 1957 года отделка была сменена с молотковой серебристо-серой эмали на кремово-белую. В последующие годы подшипник был модифицирован для применения машинного масла, а не солидола. Не удивительно, что ранние модели приспособленные для густой смазки больше ценятся на вторичном рынке. Также первые 301 имели подшипник с внутренней облицовкой из фосфористой бронзы, так же как и опорный подпятник. Поздние модели с масляной смазкой были с медной внутренней облицовкой подшипника. Они имели несколько отверстий на поверхности шасси, вместо смазочного шприца, монтируемого сбоку. Если вы купили 301-й и не уверены какую именно модель, то посмотрите на табличку с заводскими характеристиками – на моделях с масляной смазкой стоит маркировка «schedule two». Большинство моделей отделанных молотковой эмалью имеют солидоловый подшипник, и только несколько экземпляров с кремовой отделкой. Годы я не мог обнаружить разницу между ними. Мой друг экспортирует 301-е в Японию. Японцы просто повернуты на моделях с «солидоловыми» подшипниками и готовы платить за них безумные деньги. Много лет я считал их сумасшедшими. Не смотря на это, владельцам столов с «масляным» подшипником не стоит отчаиваться. Я лично, слышу слишком маленькую разницу между двумя подшипниками, если они, конечно, в хорошем состоянии. Следующее большое изменение произошло с появлением Garrard 401 в 1964 году. Основная идея осталась неизменной: 401-й по существу – 301-й в одежке Saville Row. Стиль был переработан Eric Marshall, кто также разрабатывал стиль для большинства моделей массового рынка «Lab 80». 401-й частично был эхом позднего быта.

Стандарт производства 301, также применялся и для производства 401. Технически, 401 имел более высокую магнитную экранировку. В основном это было из-за того, что микропереключатель был размещен под моторной пластиной ближе к поверхности, чем у 301, несмотря на это оболочка двигателя была переработана для снижения индуктивного шума в картридже. Тормоз стал более прочный и имел больший диапазон регулировки скорости – от пол тона, до трех. Стробоскопические метки на диске, которые были опциональны для 301-го, стали стандартом на 401. И впервые для английского проигрывателя, 401-й имел подсветку стробоскопа неновой лампочкой. Читая обзоры в подшивках «Hi-Fi News» и «Gramophone», у меня сложилось впечатление, что 401 получил холодную реакцию. Percy Wilson, журналисту «Gramophone», не понравился дизайн и он сетовал что 301 ничуть не хуже 401, поскольку при правильной установке тонарма все равно присутствовал шум в картридже, и он чувствовал, что 401-й не предлагает значительного улучшения в звуке. В первых моделях 401-х, лампочка стробоскопа работала не все время. Нужно было удерживать ручку подстройки скорости, чтобы она горела. Но только маленькое количество проигрывателей было такими. Несколько лет спустя, неновая лампочка была заменена, с тщательно продуманного размещенного под диском и отражаемой зеркалом на пластиковое окошко у диска, на отвратительную цельную вещь размещаемую в отверстии слева от оригинального окошка.

В начале 70-х, издержки на работу по металлу стали сильно давить на производителей, и шасси было переработано. Изменилась отделка панели управления. Вместо темно-серого металлика, сделали однотонный коричневый. Хуже всего – логотип Garrard поменяли с роскошной литой эмблемы на явно дешевый кусок штампованной стали. Не смотря на это, поздние модели дают хороший звук, по крайней мере, если смонтировать и настроить правильно. В то же самое время, Garrard почувствовал давление со стороны японцев. Его бюджетные столы (SF25 и подобные) были вытеснены с первых мест продаж новоприбывшими столами, такими как Pioneer. 401-й был снят с производства в 1976. В это время беспринципные дилеры начали по дешевке загонять редкостный хлам, такой как Linn LP12. 401 стал приниматься за шутку. В конечном счете Garrard начал прибегать к символично спроектированному японскому хламу. Естественно, он потерпел полное фиаско в 1982. Довольно печально для компании, на которой работало несколько тысяч человек. Приблизительно в это время наши японские друзья изготавливали удивительные ламповые усилители мощности на старомодных лампах 211, 845 и 300В. Некоторые из них, начали использовать старые 301-е и 401-е, предпочитая их обманчивым японским супер проигрывателям, присутствовавшим на рынке. Некоторые компании основали магазины, покупающие нелюбимые Гаррарды и другие винтажные приборы, по поручению токийской «Akihabara». Пара из них все еще действуют. Если подсчитать, то окажется, что 301 больше в Японии, чем на родине. Основная причина поражения этих проигрывателей – неправильная установка. В оба проигрывателя ставились двигатели устрашающих размеров. Пренебрегая двигателями из видеомагнитофонов Philips (такими оснащались Linn LP12) и даже мощными моделями, которыми оснащались Thorens TD 124, Garrard решительно использовал лучшие. Когда появился 301, записи на 78 оборотов были нормой. Вдобавок, только несколько головок обладали силой прижима меньше 10 грамм, поэтому был необходим очень мощный мотор. А он являлся источником большой вибрации вне шасси. Это не проблема, если ваш корпус очень массивный и может “впитать” нежелательную энергию. Проблема в том, что в те времена мало кто считал слишком резонирующие корпуса проблемой. Когда появился 401, только одна компания в Англии предлагала подходящий тяжелый корпус. В большинстве случаев 301 ставился в корпус из фанеры или чего-нибудь хуже.

Иначе, проблема 301 – была проблемой корпуса, но никто не понимал этого в то время. Популярная в то время консоль 'radiogram' была отличным резонатором для вибраций 301. Глянцевая инструкция пользователя в жестком переплете, тоже направляла на ошибочный путь. Изготовитель рекомендовал ставить привод на пружины, а это очень плохой совет. Популярные корпуса сделанные S.M.E. также делались по этой теории. Солидный тяжелый корпус избавляет от 95% нежелательного моторного шума. Несколько столешниц положенных друг на друга хорошо для этого подходят. Если их побольше, то это прелестно, но с другой стороны немного дороговато. Просто помните – чем более массивный корпус сделаете, тем от большего шума избавитесь.

Другая причина поражения этих проигрывателей – вибрации, порождаемые вихревыми токами тормозной системы. Это внушающее уважение устройство работало на торможение огромного полюса электродвигателя, позволяя подстраивать скорость в небольших пределах. Довоенный проигрыватель Garrard 201 (две скорости – на 78 и 80 оборотов), имел даже более тяжелый двигатель. Эта система использовала центробежный регулятор работающий против войлочной прокладки. Не удивительно, что эти двигатели всегда выгорали на довоенных радиолах. Однако, вернемся к тормозу на вихревых токах (электромагнитному тормозу). Поворачивая ручку питч-контроля, посредством системы рычагов, магнитом притягивается диск из сплава приделанный к валу двигателя. Если ручка питч-контроля выкручена полностью против часовой стрелки, магнит находится под диском и замедляет бедный старый мотор, поэтому проигрыватель играет на 2.5% медленнее (для 301 только 1.5%). Повернув ручку по часовой стрелке, магнит выходит из под диска, позволяя двигателю работать на его номинальной частоте, которая быстрее на 2.5%. При обычной скорости магнит работает наполовину. Это тоже проблема, т.к. тормоз всегда работает. Еще хуже дела обстоят на 401, где диск из сплава был очень плохо позиционирован и качался относительно своей оси. Чем ближе магнит к диску, тем сильнее затрудняется работа двигателя и он замедляется. Чем дальше, тем меньше эффект. Представьте теперь, что бедному двигателю такое предстоит 50 или 60 раз в секунду! Вы должны на себе перенести это, чтобы понять как это плохо. 301 имел тонкий диск, который легко повреждался при транспортировке, если кто-либо забывал зажать транспортный крепеж. С другой стороны, сам магнит не позиционировался относительно диска. Вместо этого, две пластины позиционировались над каждой стороной диска. Они подсоединялись к магниту, позволяя таким образом управлять вихревыми токами. Эта система имеет преимущество перед 401, потому что диск находится в поле между двумя пластинами, таким образом, не так сильно влияя на скорость. Самый простой “твик” – понизить вольтаж двигателя приблизительно на 20%. Есть два пути сделать это: используя трансформатор, или включить в цепь с мотором электрическую лампочку. В Великобритании наилучший результат дают лампочки на 40 – 60 Вт. Когда вы подсоедините электро-патрон под лампочку, будет легко пробовать лампочки с различным потреблением. Помните, чем ниже номинал лампы в ваттах, тем выше сопротивление, и, соответственно, ниже напряжение получает двигатель. Поэтому меньше шума погасится.

Важное усовершенствование – полное удаление электромагнитного тормоза, и оснащение блоком питания с задаваемой частотой. Проблема в том, что не так много блоков питания могут поддерживать 80-90 вольт в синусе, с изменяемой частотой от 45 до 60 Гц и мощностью 12 Вт. Понижение напряжение также означает, что проигрыватель достигает полной скорости за секунду или чуть дольше. Грандиозное дело на практике причиняет не так много хлопот. На всех 401 первым делом нужно осмотреть проводку. Освобождение электропроводки в 401 может снизить шум. Пол дюжины проводов от двигателя идут к двух полюсному переключателю и, вдоль передней панели, к неоновой лампочке находящейся между двигателем и переключателем, и прикреплены зажимами к корпусу. Пока провода проходят слишком близко к мотору, по ним передается шум на шасси. Обычно, я снимаю их с застежек и позволяю им свободно висеть.

Основной подшипник несет наибольшую нагрузку. Пока ваш подшипник не поврежден – не трогайте его. Я пробовал четыре разных модификаций подшипников, и все, за исключением одного, производили больший фоновый шум. Эта единственная модификация поначалу имела наименьший шум, но спустя несколько недель работы стала более “шумной”. Только одну модификацию я не пробовал – модификацию человека по имени Shindo. Очевидно, он значимая фигура на японской хай-фай сцене. Если кто имел дело с модификацией 301 сделаной Shindo, поделитесь с нами. Хорошая смазка – это очень важно. Если этим пренебрегали, то медные стороны подшипника будут изношены, что достаточно плохо. Чтобы проверить это нужно мягко покачать диск проигрыватели из стороны в сторону. Если есть любой люфт, значит нужно новое гнездо подшипника, или найдите кого-нибудь кто восстановит ваше. Займет всего несколько минут, чтобы вынуть его целиком с потрохами, почистить, проверить износ и заново поставить с хорошей смазкой. Если ваш проигрыватель с подшипником на солидоле, то лучший наполнитель – оригинальный от Garrard. Не можете найти в продаже? Тогда используйте смазку Castrol Cl. Смазывайте по мере продвижения . Никогда ничего не меняйте в солидоловом подшипнике если он в хорошем состоянии. Пока подшипник разобран, оцените износ опорного подпятника подшипника. Замечание для тех, кто хочет изменить оригинальную форму подпятника с плоской поверхности на выпуклую, как в 401. На мой взгляд, это не так хорошо, как оригинальный проект 301. Учитывая это, возможно стоит подумать о “твике” в 401.

Несколько советов относительно двигателя. Разберите, почистите, и заново нанесите масло. Мотор работает быстрей и греется больше. Я использую высококачественное автомобильное масло, которое хорошо для этого подходит. Лучше всего машинное масло разработанное для видеомагнитофонов, которое делает Hitachi. Откровенно говоря, даже старое 3 в 1 лучше чем ничего. Поэтому не стоит терять сон, если вы не можете найти экзотическое масло для вашего проигрывателя. Бедный старый ролик терпит огромное количество незаслуженной критики. Каждый порицает его за производимый им шум. И, конечно, совершенно незаслуженно. Ролик нуждается в замене, только если на нем появляются "залыски” (“пролежни”), которые обычно образуются если оставлять ролик прижатым к диску проигрывателя, выключив проигрыватель из розетки. Доказательство этому, то, что на моем 401 стоит оригинальный ролик. Несколько капель масла на подшипник ролика позволят сохранять его “в форме”. Есть еще небольшая разница в формах диска. У 301 диск абсолютно плоский, в то же время диск 401 вместе с матом спроектирован с вогнутостью к центру, в то время как внешние края мата немного меньшего размера. Пластинки имеют предполагаемую “вогнутую” форму. Т.е. внешние края и края у центра выше чем середина диска, где находятся звуковые дорожки. Это до сих пор рекомендуется ЕЭС. Большинство современных проигрывателей имеют “вогнутый” мат или диск. Проблема в том, что на практике далеко не все производители придерживаются стандартов. Если вы пройдетесь по своей коллекции пластинок, то скорее всего таких только половина. После всесторонних прослушиваний и огромного количества потребленного пива, я утвердился в том, что лучший выбор – диск с плоской поверхностью. Мат служит в двух целях. Первая – демпфировать резонансы диска, а вторая – предохранять записи от загрязнения.

Я попробовал все варианты, чтобы остановить резонансы диска, слегка наносив на обратную сторону шеллак, французскую штукатурку, бетон, blu-tak, пластилин. Ничего из этого не работает очень хорошо, хотя может немного помочь. Несколько лет назад я бесповоротно решил, что большинство матов спроектировано, чтобы размазать динамику и притупить детальность, я удивлен, как я мог этого не понимать. Совершенно случайно, я положил кусок стекла, на голый металлический диск 401. Постучав по нему костяшками пальцев, оказалось, что производимый шум очень низкий. Эти два материала демпфируют друг друга. Так что, сейчас я использую тонкий стеклянный диск поверх оригинального. К тому же стекло очень легко чистится и очень плоское. При прослушивании покоробленных пластинок я использую зажим Mitchell, чтобы прижать их. Хотя обычно этот зажим лежит в коробке. В последние дни я все слушаю с головкой Ortofon SPU. Без сомнения это один из самых недооцененных примеров vintage hi-fi. Только есть одна проблема с ней – вес почти 40 грамм! Только на один или два тонарма можно ее поставить, чтобы обеспечить необходимую податливость. Лично я не могу обходиться без нее. Каждый раз, когда я ее слушаю, у меня пробегают мурашки по спине. Я пробовал другие головки, но не нашел достойной замены. Забудьте наркотики – есть Ortofon SPU - она значительно приятнее.. Не смотря на распространенное мнение, Ortofon все еще делает SPU. По крайней мере две версии доступны на европейском рынке: Original и Gold Reference. В Великобританию поставляется только Gold Reference, хотя у меня есть возможность достать другие модели из Германии и Италии. Должно быть это один из самых долгоживущих продуктов на рынке stereo hi-fi.

Лучший тонарм, что пробовал с Ortofon SPU – это Fidelity Research FR64S. Возможно это первый тонарм использующий серебряную проводку (я хотел бы заполучить 12" FR66, никто такой не видел?). Выбор тонарма и головки не критичен для любого Garrard. Просто нужно чтобы тонарм подходил для головки. Пока они дают неокрашенный звук и система подвески исправна, то больше ничего не нужно. Если все установлено правильно, с подходящими тяжеловесным корпусом и головкой с тонармом, я не знаю другого такого стола что смог бы так держать ритм, и быть таким убедительным. Вертушка полностью держит контроль над рок музыкой. Басовые ноты кажутся более плотными чем на любом пассиковом проигрывателе из тех что я слышал. На классике вы оцените у проигрывателя отсутствие окраса; ничего не прибавить, ничего не убрать. Элла никогда не звучала так хорошо (за исключением концерта в Albert Hall).

Достаточно много производителей используют винтажные Garrard. Пользователями 401 являются: Glen Croft (Croft Acoustics), Ok Moller (Copland), и Yoshiaki Sugano (Koetsu). Даже
Tim de Paravicini из известной фирмы Esoteric Audio Research использует 301. Пока доктор Цифра втюхивает новые еще более худшие пилюли в виде DCC и мини-диска, рискните восстановить старый Garrard, пока это не поздно. Вы должны это сделать для себя.

"Sound Practices" - Spring 1994
Перевод: Jeen classicaudio.ru