Vintage Audio
rcn.com.ua

Бирадиальные мониторы JBL 4430 и 4435

Николай Михеев

Бирадиальные мониторы JBL 4430 и 4435

Бирадиальные студийные мониторы 4430 и 4435 – одни из самых успешных профессиональных акустических систем, которые когда-либо производились компанией JBL. Они находились в производстве дольше, чем любые другие студийные мониторы JBL: анонсированы в 1981 году и сняты с производства в 1996 (серия 4435) и в 1999 (серия 4430).


В начале 80-х компания JBL имела линейку хороших студийных мониторов, включая модели 4350, 4343 и 4315. Серия 4343 и особенно 4350 имели очень большие габариты (модель 4350 была слишком большой для монтажа в студиях) и иногда назывались, как ни странно, «японскими акустическими системами». Это был, скорее, результат их большой популярности на Азиатском рынке. Но самой большой проблемой было то, что UREI с моделями 811 и 813 постепенно захватывала рынок. Они разрабатывались на основе технологии Altec 604 – популярного громкоговорителя с цепью time aligned и некоторыми усовершенствованиями рупора. При умеренных габаритах звучание было достаточно хорошим.


Дон Кил (
Don Keele) уже запустил свой рупор с равномерной направленностью. Он был первооткрывателем таких систем, работая еще в компании EV, и запатентовал их дизайн. Altec делала копии с рупорами Manta Ray. Дон, уже работающий в JBL, собирался разработать линейку рупоров, и для того, чтобы обойти другие патенты, хотел полностью изменить дизайн. В результате появились бирадиальные рупоры, которые очень хорошо зарекомендовали себя. Одной из первых его разработок был рупор с углами раскрыва 100 на 100 градусов. Рупоры с углами раскрыва 90х40 и 90х60 градусов предназначались больше для театров, но этот малогабаритный широкоугольный рупор – прирождённый студийный монитор. Если посмотреть их полярные диаграммы направленности, то можно увидеть, что они отличаются равномерностью в диапазоне от 1 000 до 16 000 Гц.


Все компрессионные динамики имеют свойственный им спад характеристик в зависимости от массы диафрагмы. Это происходит обычно на частотах около 3 кГц. Измеренные в лаборатории динамики JBL в своем большинстве имели ровную АЧХ в диапазоне от нескольких сот до почти 3 000 Гц. После 3 кГц начинался лёгкий спад до 6 дБ на октаву. В 80-х годах все компрессионые динамики разрабатывал в JBL Фанчур Мюррей (
Fanchur Murray). Пожалуй, его самым большим достижением было хорошее пространственное звучание и ровная АЧХ у 2-х и 4-х дюймовых компрессионных динамиков до частот 15 кГц. До того как появились всенаправленные рупоры, предполагалось, что комбинация рупор/компрессионный динамик должна обеспечивать ровную АЧХ. Рупоры модифицировались таким образом, что компенсировали спад АЧХ компрессионного динамика. При этом игнорировался тот факт, что ровная АЧХ была возможна только на оси излучения. У рупоров с углами раскрыва 100х100 градусов АЧХ не зависит от направления прослушивания, а сделать ее ровной – задача уже разделительных фильтров. Чтобы объяснить название «бирадиальные», нужно вспомнить, что в те времена было много радиальных рупоров. Наверное, самые известные примеры – Altec 511 и 811. Конструкция этих рупоров давала недостаточное разрешение по направленности излучения и частотному балансу, что способствовало «окрашенному звучанию». В новой разработке Дон применил рупор, рассчитываемый в двух радиальных плоскостях, отсюда и название «бирадиальные».


Одной из задач технической разработки моделей 4430/35 было изготовление рупоров с углами раскрыва 100х100. Первые образцы изготавливались по технологии инжекционного литья и были склонны к деформации. Но до того как началось производство, качество литья было улучшено. Дон разработал только разделительный фильтр, когда проект принял Девид Смит (
David Smith), ставший в JBL инженером, ответственным за системную разработку мониторов. Он вспоминает: «Помню, было выполнено много работы, чтобы достичь нужного звучания среднечастотного динамика и твитера. А так же, чтобы получить идентичность в звучании моделей 4430 и 4435, хотя последняя имела чувствительность на три децибела больше. Было несколько сессий прослушивания с Гери Марголисом (Gary Margolis) и Джоном Ирглом (John Eargle), которых я, как молодой конструктор, считал более опытными. Они обладали великолепным слухом, и могли определить, что нужно сделать для получения корректного частотного баланса. Единственный реальный минус конструкции бирадиальных рупоров был в том, что характеристика направленности в полярной системе координат иногда не соответствовала экспоненциальной кривой. Это приводило к некоторой неравномерности АЧХ. Общая неравномерность была около 3 дБ, ее следствием было лёгкое огрубление звучания в диапазоне средних частот, особо заметное при «розовом» шуме. Характерный спад высокочастотной секции на частотах выше 3 кГц – 6 дБ на октаву. Пассивная цепь может эквализировать его до тех пор, пока характерная чувствительность будет оставаться достаточно высокой до требуемой наивысшей частоты.


Чувствительность компрессионного динамика 2425 на рупоре с углами раскрыва 100х100 градусов составляла порядка 108 дБ на частоте 1 000 Гц с последующим спадом к 3 кГц. При 16 кГц чувствительность падала почти до 94 дБ, как раз достаточно для модели 4430 с максимальной чувствительностью 93 дБ, и почти достаточно для модели 4435 с чувствительностью в 96 дБ. Верхняя секция разделительного фильтра начала работать как фильтр второго порядка, за которым следовал установленный аттенюатор с г-образной схемой для общей регулировки тембра верхних частот и с байпасом первого порядка (небольшой конденсатор в цепи установленного аттенюатора с г-образной схемой) для обеспечения прохождения наивысших частот в пределах регулировки аттенюатора. По сути, установленный аттенюатор с г-образной схемой должен опускать нижние частоты на 16 дБ, а байпас повышать верхние и выравнивать звуковой сигнал рупора. Пара спорных вопросов, которые необходимо было рассмотреть: Во-первых, байпас первого порядка всё же потерял пару децибел при 16 кГц, что привело к более ослабленным верхним частотам, нежели ожидалось. Во-вторых, было бы неплохо иметь нормальные регуляторы АЧХ для системы. Поскольку фиксированный аттенюатор с г-образной схемой был байпасный, он имел бы эффект только от 1 до 5 кГц. Он стал бы регулятором «затухающих верхних частот». Я хотел разделить регуляторы на затухающие и поднимающиеся верхние частоты для большего соответствия с нашими другими 3 и 4 полосными системами. Было принято решение использовать последовательную резонансную параллельную цепь для обеих систем. 1 мкФ последовательно с 0,08 мГн имел бы частоту резонанса приблизительно 15K и давал бы на 2 дБ больше мощности для верхних (наивысших) частот. Переменный резистор, последовательно соединённый с резонансной схемой, обеспечил отличную регулировку тембра верхних частот, так что теперь у нас появилась парочка регуляторов с очень эффективными узлами управления и диапазоном». Затем конструкторы занялись секцией НЧ динамика, после чего в их распоряжении появилась система со всеми отлаженными секциями, обеспечивающая приемлемые частотные кривые. Затем пригласили хороших «слухачей», которые занимались прослушиванием до тех пор, пока не были удовлетворены качеством звучания АС.


Вот как оценивает Девид Смит результаты проделанной работы: «Я был рад, что эта продукция была высоко оценена сообществом профессионалов и оставалась в модельном ряду длительное время. Серия 4400 возникли после этих моделей. Я разработал модели 4401 и 4411. А после того как ушел из JBL, Грег сконструировал малогабаритные версии 4425, 4430. Было забавно, как люди реагировали на формы новых бирадиальных рупоров. Помню, как многие звукорежиссёры тогда ласково обращались к ним, как к рупорам «Долли Партон».